Дзен-канал автора – https://dzen.ru/fantstories

Друзья! Если у вас есть желание и возможность поддержать работу сайта (который существует лишь за счет энтузиазма автора и администратора),

вы можете перейти по ссылке и отправить нам какой-нибудь дублон или тугрик.

Любая помощь, даже символическая, будет не лишней! Заранее спасибо!

 

Интервью “КреоЛит”

 

3 мая 2020 года меня решил проинтервьюировать паблик “КреоЛит” (https://vk.com/kreolitr). Все вопросы и ответы оставляю здесь.

1) Кого из писателей вы считаете своими вдохновителями или, может быть, учителями?

 

Так ведь получится скучное перечисление фамилий! Все уснут раньше времени… Ну хорошо, давайте перечислять. Учителями, пожалуй, Кира Булычева (не надо смеяться, начинаем с детских азов), Братьев Стругацких, Станислова Лема, Рэя Брэдбери. Подозреваю, что есть еще авторы, про которых вспомню позже и стукну себя рукой по лбу. Все они, так или иначе, повлияли на меня, именно у них я учился тому, как нужно графоманить настоящую фантастику. Умение обращаться со словом подсматривал у Лукьяненко и Глуховского. Масштабность и размах сюжетных сцен – у Эдмонда Гамильтона, Ларри Нивена, Питера Гамильтона. Ну а некоторым, как, например, Булгаков, можно только завидовать: научиться писать так же вряд ли получиться.

А вот насчет вдохновителей… Не знаю. Чтобы я прям вдохновился чужой работой настолько, что решил написать свою – такого не припомню. Считаю, что писатель должен использовать свою фантазию, а не чужую.

 

2) Говорят, что все мы родом из детства. Были ли случаи, которые навсегда остались в памяти?

 

Оладьи со сгущенкой, двухэтажные сараи, речка с песчаными берегами, дача, малина. Просыпаешься утром – муха бьется в окно, птички чирикают. За дверью, на кухне, что-то уже шкворчит и запах вытягивает тебя из постели.

Дед прикручивает в ванной шланг, чтобы поливать огород, а мы с братом после завтрака бежим во двор между нашим и соседним домом, где еще со времен строительства микрорайона огромная, разъезженная и расхоженная куча песка, на которой можно возводить песчаные города.

Когда кто-то из взрослых соглашается сходить с нами, идем на реку, часто с двоюродными сестрами, какими-то знакомыми, друзьями. До реки надо добираться на автобусе, это тот самый чемодан с круглыми фарами, у которого мотор на холостых звучит как брякающие друг о друга бутылки.

На реке мы перебираемся вброд на остров, потому что там и берег получше, и есть удобная прыгалка. С огорода, конечно, прихвачены огурцы с помидорами, которые могут быть такими вкусными только при условии, что ты сожрешь их сидя на горячем песке, рядом с водой, в которой можно помыть руки.

Порой бабушка звала нас за ягодами, у нее это называлось "пойти на аэродром". Двойное удовольствие – посмотреть на самолеты да еще и нахватать черники, так, что потом губы и языки становились темными.

Самые яркие воспоминания – это летние каникулы у бабушки. Детский восторг, который вряд ли что-то затмит.

 

3) Говорят, что пишущий человек нередко живёт в своих произведениях. А что предпочитаете вы: создавать собственный мир или писать в рамках уже заданной реальности?

 

Конечно создавать собственный! Я же пишу фантастику и, хотя бывают реалистичные рассказы, все-таки предпочитаю все выворачивать наизнанку, ставить читателя в тупик, показывать несуществующие миры и те, в которых сам хотел бы побывать, но увы не получится. Вечная гонка за мечтой и чем-то особенным, необычным.

 

4) Что вас вдохновляет сесть за написание нового рассказа? Нужен ли определённый кураж?

 

Кураж – это идеальный вариант. Но жизнь так сложилась, что сейчас писательство для меня уже профессиональное занятие и я не могу ждать вдохновения. Есть графики, есть ожидания читателей, которые обмануть нельзя. Поэтому я просто сажусь и пишу. Да, с куражом и вдохновением намного лучше, но я знаю, что если буду трудиться, то в любом случае сделаю неплохую работу. Которую, кстати, потом можно допилить. Но если вы в ожидании музы не напишите ничего, то и править будет нечего.

 

5) Как строится ваш творческий день/ночь? (выпили кофе/виски/пиво, сели у окна с ноутбуком и…)

 

Ох, это проблема! Поскольку мой творческий день не просто творческий, а самый что ни на есть рабочий, то я должен ставить перед собой задачи, которые самое крайнее к утру завтрашнего дня должны быть выполнены. Это не развлечение, не хобби. Но надо ли говорить, что получается не всегда? )) С одной стороны я знаю, что, скажем, пять страниц текста могу написать за три-четыре часа. Но планирую на это весь день. Потому что – да, позавтракаешь, сядешь за ноут, и… Встанешь. Походишь, подумаешь… Снова сядешь. Проверишь почту. Два раза. Пройдешься по знакомым форумам, увидишь, как без тебя решали вопросы вселенской важности, запоздало ввяжешься, успевая мимоходом пообедать… Ловишь себя на том, что сын пришел из школы и уже пора ехать за женой, забирать ее с работы.

В общем, не редкость, когда все легли спать, а я как раз дописываю. Это плохо. Надо что-то делать с собой, как-то работать над организацией труда и, главное, вовремя ложиться спать! Мы не молодеем, здоровья не прибавляется – хороший сон это очень важно. Вырабатывается этот… Как его? Серотонин, да?

 

6) Вы верите в то, что инопланетяне живут среди нас? И почему?

 

Вопрос, конечно, интересный. В то, что они существуют, я верю. Ведь вселенная в нашем понимании бесконечна, значит, в ней может существовать все, что угодно. Живут ли они среди нас? Не могу назвать себя романтиком, допускающим все чудеса подряд. Скорее я реалист, доверяющий науке (хоть и писатель-фантаст). Собственно, зачем им существовать среди нас? Сейчас о человечестве проще узнать где-нибудь с орбиты, подключившись к интернету или даже (свят-свят!) к телевидению. Но все может быть, потому что на иного соседа по подъезду смотришь и сомневаться начинаешь.

 

7) Приходилось ли вам сталкиваться с необъяснимым явлением? Если да, то с какими и где?

 

Я честно долго думал, пытался вспоминать, но так ничего и не вспомнил. Как говорил брат Кевина Макалистера – "мы живем в самом скучном городе самой скучной страны на самой скучной планете" (может он и не так говорил, может я переврал). Самое необъяснимое явление в моей жизни – это поступление на отделение журналистики филфака. После первой сессии вылетел (это уже объяснимо).

Все вышесказанное не мешает мне интересоваться тайнами и загадочными историями, такими, например, как гибель группы Дятлова.

 

8) Как ваши родные относятся к вашему творчеству: дают советы, ходят на цыпочках, временно покидают дом, страну?

 

Признаюсь – иногда хочется отправить в другую страну! )) Особенно кота. Формально он не мешает, но его хочется гладить и тискать, что отвлекает.

Ни жена, ни сын не читают мое творчество. Сын может и прочитает, когда подрастет, а жена по специальности врач и она интересуется исключительно медицинской литературой (вру – наверняка интересуется и художественной, но у нее не остается на это времени). Один раз она спросила – не обидно ли мне, что она не читает моих книг? Я сказал, что это ей самой решать. Тогда она ответила, что не читает потому, что боится – вдруг ей что-то не понравится, а она ведь должна будет честно мне об этом сказать.

Но они меня поддерживают и я бы не смог заниматься тем, чем занимаюсь сейчас, без поддержки близких, за что им огромное спасибо!

 

9) Может ли женщина вдохновить вас на фантастический триллер? В каком случае?

 

Кхм-кхм (тактично прокашлялся). Если кто читал мои рассказы, то заметил, что почти всегда главные герои – девчонки )) Ну, в смысле представительницы прекрасной половины человечества, а не школьницы. Просто мне неинтересно ковыряться в мозгах и душевных терзаниях таких же мужиков, как я сам. Чего я там не видел?

Поэтому – конечно! Конечно, женщина может вдохновить меня на все, что угодно! В том числе и на фантастический триллер (почитайте, например, “Семнадцатый терминал”). Чаще это выдуманные персонажи, которыми я вдохновил сам себя, но бывают героини, срисованные с какой-то случайной картинки, или даже с известной личности, или с женской роли в фильме, не дословно, конечно.

Если говорить о человеке из жизни, из близкого окружения, то пока я никого в свои книги не помещал. Даже не знаю, с чем это связано. Наверное из-за того, что потом нужно будет показать пальцем и сказать – “вот смотри, это ты!” А вдруг даме не понравится? Мы же знаем, что может быть, когда даме не нравится…

Зато кот Пират был в книгах и неоднократно.

 

10) Чего нельзя никому прощать, невзирая на пол?

 

Даже не знаю… С одной стороны, в мире много плохих вещей, которые надо всячески избегать и порицать. С другой – все ли они заслуживают непрощения? Я подумал было, что нельзя простить то, что нельзя изменить, а нельзя изменить только смерть человека. Но и тут, согласитесь, обстоятельства бывают разные. Я вообще человек не злопамятный, поэтому весь вопрос для меня не в том, что прощать – это я могу – а в том, кому. Есть люди, которым, наверное, мог бы простить все.

 

11) Если бы вам предоставили возможность изменить что-то в своём прошлом, что бы вы изменили?

 

Тут или будет нескончаемый список, или надо признать, что не стал бы менять ничего. Таких моментов, чтобы из-за них вся жизнь пошла наперекосяк, не было. А остальное… Каждый эпизод по отдельности глобально ничего не меняет, так какому из них отдать предпочтение? Нет, ничего бы не стал менять. Ну или, раз пошла такая пьянка и у меня бы вдруг появилось гарантированное исполнение подобного желания, подарил бы себе молодому смелости в один из моментов, когда ее не хватило ;)

 

12) Считается, что писатели-фантасты (Жюль Верн, Герберт Уэллс и др.) в каком-то смысле провидцы. Есть ли у вас мысли, что нас всех ждёт дальше?

 

Движущиеся навстречу друг другу деградирующее человечество и развивающийся искусственный интеллект пересекутся и снова начнут удаляться друг от друга, только уже в другие стороны.

В освоении космоса надежда только на Илона нашего дорогого Маска, но я не верю, что в ближайшие лет пятьдесят мы освоим Марс.

Телевидение наконец утонет в интернете – туда ему и дорога.

Айфоны станут дешевыми.

Если серьезно – предсказатель из меня такой себе.

 

Блиц-интервью:

 

  1. Кино или книга?

Кино.

 

  1. Горы или море?

Море.

 

  1. Дождь или солнце?

И то, и другое нравится. Ну, пусть будет солнце.

 

  1. Будущее или настоящее?

Настоящее.

 

  1. Минимализм, абстракционизм, ретро?

Ретро. Старею, наверное.

 

  1. Хоррор или боевик?

Боевик.

 

  1. Сок или алкоголь?

Алкоголь.

 

  1. Пельмени или шашлык?

Шашлык.

 

И главный вопрос, в котором сразу же будет видна личность человека: окрошка на квасе или на кефире?

Да я не ем окрошку )) Честно! Лучше салатиком.

 

Дополнительные вопросы, которые задавали посетители паблика:

 

Александр, учитывая широкий спектр ресурсов, на которых вы публикуете свои рассказы и тот факт, что вы издаётесь: не возникали ли конфликты с интересами издательств? Как показывает печальная практика некоторых знакомых, издательство книг на бумаге и интернет не очень хорошо между собой уживаются.

 

Я издаюсь (пока по крайней мере) только в Ридеро. По сути это сервис для самиздата, хоть он и помогает продавать электронные и печатные книги. Но все права остаются за автором, поэтому никаких претензий у них ко мне не бывает.

 

Это не вопрос, но всё же напишу. Когда меня "ткнули носом" в "посмотри какой автор, что ты думаешь", после прочтения нескольких рассказов, отреагировал: "Как будто Кир Булычёв писал" – очень ясный, лёгкий язык, что редко встречается в фантастике. Смотрю интервью – Булычёв назван первым в "учителях". Угадал таки )

 

Я думаю, что очень многие любители фантастики, кому сейчас 30-40, начинали в свое время с Кира Булычева )) Он замечательный детский писатель-фантаст. Хотя любимой фантастической книгой детства у меня был "Заблудившийся звездолет" Анатолия Мошковского.

 

Ок, "рабочий день" начался, на столе чистый лист… Перед тем, как начать писать новый рассказ, сюжет, персонажи обычно продумываете до мелочей, или просто начинаете писать, а там "как получится"?

 

Если рассказ небольшой, то достаточно идеи. Остальное вырисовывается по ходу дела. Ну а если произведение обещает быть на несколько десятков страниц и больше, тут, конечно, много времени уходит на продумывание сюжета. Обычно для себя пишу синопсис, составляю план, список главных героев с характеристиками. И все это летит к едрене фене )) Ведь герои любят жить своей жизнью.

 

Как относитесь к такому направлению, как юмористическая фантастика? Никогда не тянуло написать что-нибудь в стиле, например, а-ля Илья Варшавский?

 

Не тянуло )) Я не считаю, что у меня талант смешить людей, хотя в навигаторе моего канала на Яндекс Дзен среди прочих тематик указан и "юмор". И там даже есть несколько рассказов. И они не смешные (как мне кажется).

 

Раньше любила фантастику, в детстве и юности: тот же ясный Булычёв с его прекрасной Алисой, Велтистов с Электроником, Сотник с "Эликсиром Купрума Эса" и обожаемый "Понедельник" Стругацких. Но потом начала вязнуть в текстах фантастов. Ощущение, что автор понимает свой мир и ориентируется в нём, а читатель, в данном случае я, на ощупь бродит по катакомбам. Читая ваши рассказы, написанные ясным, чётким, выверенным слогом, не появляется ощущения вязкости и топкости. Вы примирили меня с фантастикой, Александр. За это вам спасибо)

 

Вам спасибо! Это шаблонная фраза, я пишу ее многим читателям, но обычно не успеваешь придумать что-то другое, а поблагодарить хочется.

 

По моему мнению фантастические произведения прошли некую эволюцию от сказочных эльфов через технофантастику к "покорителям космоса" и далее что-то вроде экологической фантастики и к динамичной нынешней с мирами попаданцев или технокатастрофами. Что дальше? Как считаете? Куда будут развиваться фантастические миры? Вернутся к сказочным драконам или смогут стать отражением будущего реального мира?

 

Фантастика всегда была и будет отражением реального мира. Я часто ловлю себя на мысли: "Ну и вот чего ты написал? Отбросим пришельцев, бластеры, звездолеты и получится банальная зарисовка о том, что передают в новостях". В этом вся фантастика )) Она лишь немного искажает реальность, но по сути является ее отражением. Куда будут развиваться фантастические миры? Точно не в сторону попаданцев )) От них, как мне кажется, все уже устали. Есть два наиболее перспективных варианта: киберпанк и ЛитРПГ. Если первый я понимаю и поддерживаю, то второй это просто рукалицо... Но увлечение фантастическими историями, основанными на компьютерных играх, распространяется быстрее коронавируса.

 

Фантастическая женщина – какая она?

 

Сомневающаяся, хрупкая, сентиментальная. Готовая пройти огненным вихрем по галактике, если того требует ситуация. Нет, одно не противоречит другому.

 

А бывает так, что приходит замечательная идея, вырисовываются яркие персонажи, выкладываете всё это на "бумагу" и... всё? Уже не нравится. Сухо, пресно и неинтересно... Ну просто "беее". Бывает? Как часто? И что в таких случаях делаете?

 

Если писателю нравится то, что он написал, то это такой себе писатель... Мысль не моя и не на сто процентов верная, но в ней есть доля истины. Мне почти всегда не нравятся свои произведения, я знаю, что в 99 процентах случаев могу написать лучше, но оправдания спешат на помощь и вот уже "не хватило времени, это не тот формат, бла-бла-бла... И так сойдет!" При всем при этом я знаю, что, перечитав рассказ через полгодика, я скажу себе – это не так уж и плохо )) Если сухо, пресно, что делать? Надо всегда заставлять себя доделывать. Да, я часто не вылизываю тексты до идеала. Но перечитываю их по несколько раз, переделываю, выкидываю слова, предложения и абзацы, заменяю их другими. Короче говоря можно позволить себе быть ленивым, но только до определенной степени. Все равно надо работать. Тогда даже те произведения, которые сразу после написания кажутся вам "беее", через какое-то время заиграют новыми... Ну, чем-то там заиграют. Дайте им шанс, не сжигайте.

 

Как считаете, мораль, нравоучения в литературе обязательны? Или достаточно пощекотать нервы, эмоции или ещё что-то читателю?

 

Щекотать читателя надо обязательно! Он на это и рассчитывает, когда открывает книгу. Пугать, смешить, заставлять плакать. Возбуждаться, кхм... Что касается морализаторства, то его трудно избежать – все мы люди, все человеки. Каждый хочет донести до аудитории какие-то свои мысли, считая их единственно верными. Можно. Но если чувствуете, что не умеете делать это аккуратно, ненавязчиво, то нельзя.

 

У вас остаётся время читать книги (не свои)? И что лучше – электронные книги или бумага?

 

Теоретически на чтение время есть. Но я не читаю. Знаю, что звучит это выпендрежно, но правда не читаю. Лет до тридцати читал очень много и даже не только фантастику, а сейчас очень трудно самого себя чем-то по-настоящему увлечь, все кажется не таким да не сяким. Кажется, последнее, что с интересом читал от начала и до конца, был "Вокзал потерянных снов" Мьевиля. Электронная или бумажная? Вообще электронная, это практичнее, можно всю библиотеку таскать с собой. Но с удовольствием коллекционировал бы и бумажные книги в свою домашнюю библиотеку. Только дорого это нынче ))

 

У вас жена доктор. А не было такого,чтобы ее профессиональные знания, пригодились для написания рассказа? Может какая-то медицинская вставка, описание каких-то манипуляций?

 

Было такое пару раз. Точно не вспомню – что именно ее спрашивал, но было. Вообще-то я стараюсь никого не дергать, сам ищу ответы в сети. Но если самому понять сложно и если рядом есть компетентный человек, тогда спрашиваю.

 

Вы участвовали в Большом Литературном Конкурсе, но не писали рецензии, впечатления. Это ваш принцип не давать словами оценки коллегам или просто были заняты, не хотели и т.д.? Просят ли вас написать полное свое мнение на какие-то работы, книги? Есть в этом опыт?

 

Я несколько раз участвовал в конкурсах на Фантасты.ру, на Квазаре, в Новой фантастике и в некоторых небольших конкурсах. Почти везде обязательный самосуд с обязательными рецензиями на работы конкурентов. Не знаю, можно ли сказать, что я опытный в этом деле, но жизнь заставляла – читал и писал. В БЛК не оставлял отзывы из-за отсутствия времени. Я и в конкурсе решился участвовать в последний момент, потому что в это же время дописывал роман.

По просьбам я писал отзывы всего ничего – может два или три раза. Пока меня не засыпают такими пожеланиями ))

 

Вы достаточно спокойный образ жизни ведете, работаете дома – холодильник всегда под рукой )) Проблем с лишним весом нет? Как со спортом – зарядка по утрам, турник дома?

 

Имею, имею я проблемы с лишним весом )) Может не катастрофические, но все же. Стараюсь заниматься – гири, гантели, вот это все. Но не всегда получается регулярно, да еще и сдерживаться в еде сложно – то и дело какой-нибудь праздник ))

 

Александр, ну тогда нельзя не спросить о кулинарных пристрастиях... Что любите есть, что умеете готовить?

 

Картошку люблю во всех ее ипостасях. Особенно пюре и жареную. Селедку под шубой. Солянку. Салатик из огурцов и помидоров со сметаной. В общем-то все незатейливое )) Ну и соответственно сам могу все это приготовить, потому что несложно, да и сказываются веселые студенческие годы.

 

Приходилось ли писать что-либо "на слабо" или наспор? Если да, то какое именно произведение?

 

Есть рассказ, написанный для литературной дуэли, называется "Она". Его можно найти в списке моих публикаций на Бумажном слоне, но он даже не фантастический. А вот именно на спор или на слабо – нет, такого не припоминаю.

 

Убивать хороших персонажей нужно, если того требует сюжет? Или всё-таки лучше выкрутиться?

 

Я не Джордж Мартин, уничтожением персонажей не увлекаюсь )) Но если такой ход действительно задумывался с самого начала и оправдан сюжетно, то никаких сантиментов быть не может. Если же по ходу написания возникает ситуация, когда ты не знаешь – избавиться от героя или нет... Ну, надо смотреть по обстоятельствам. Я, скорее всего, оставлю его в живых.

 

Есть произведения, недочеты в которых со временем были обнаружены именно Вами, но никто из читателей так и не заметил?

 

Такого, чтобы затаились серьезные недочеты, влияющие на логику всего произведения, у меня не было. А мелкие ошибки – логические, стилистические, орфографические и прочие – обнаруживаю постоянно. Они особо уже и не влияют ни на что, но я тем не менее стараюсь их исправлять.

Яндекс.Метрика   Top.Mail.Ru  

Любое использование материалов сайта допускается только с указанием активной ссылки на источник.

Copyright © 2019-2024 «Фантастические рассказы Александра Прялухина».

Search